Каталог товаров

Заправят ли на АЗС в пластиковую тару екврокуб?

Категории
Оглавление
  1. Формулировки
  2. Нормативно-правовые акты, запрещающие налив в пластиковую тару
  3. Подробно про статику
  4. Образование статики
  5. Материалы емкостей, пригодных для хранения топлива
  6. Империческое исследование
  7. Гост Р 58404-2019
  8. Выводы

Формулировки

Просим вас обращать внимание на формулировки и употребления фраз, на которых делается акцент, сильно влияет на суть изложения: дизель и бензин; налив, перевозка, хранение, коммерческая реализация, оказание услуг; единое изделие, неотделимая часть ТС, груз. На данную статью (как и на слова любого менеджера любой компании) Вы не сможете ссылается в правоохранительных и государственных органах, бесплатная статья не является универсальным заключением узкопрофильного юриста и ответом-решением по именно вашей задачи (переменных слишком много).

Уточнения по статье отражены в:

Нормативно-правовые акты, запрещающие налив в пластиковую тару

Разберем первый ГОСТ Р58404-2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации». Описаны требования к изготовлению АЗС, размещению, обслуживанию, в частности в пункте 8.2.5 отражено, что налив (дизельного топлива, бензинов) не допускается в полимерную тару, если на ней отсутствует соответствующая маркировка о пригодности (о ней поговорим позже), чтобы не приезжали с бутылками от газировки. Второй свод правил РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций». Пункт 14.3 гласит — запрещается выдача нефтепродуктов (ДТ и АИ) в пластиковую тару (а как же баки французских автомобилей?). При этом, в вышеуказанных документах также отмечено о запрете налива бензина в стеклянную, керамическую тару напрямую.

К тому же имеются вступившее в силу решение №1-460/2015 Ангарского городского суда в отношении оператора АЗС за налив в ненадлежащую тару «оказал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей», но при этом является обходом и снимает все претензии заправок даже при заправке в стекло, пакеты – налив через металлическую воронку или стальное ведерце (не странно ли, опять вопрос, о том, что не равны значения: можно/законно/безопасно).

Хранение и перевозка топлива в полиэтилене приведет к взрыву из-за статики, в самом деле так? Почему тогда топливные баки в РЕНО, ПЕЖО, ФИАТ делают из пластмассы?

Пластиковых канистр, в которые нельзя заливать топливо, достаточно к примеру бутылки из-под питьевой воды: некоторые пропускают через свои стенки топливные пары, другие - немного растворяются или становятся хрупкими. Основное назначение хранение холодных пищевых продуктов, воды, соков. Изготовлены из видов пластика не предназначенных для нефтепродуктов и имеют предупреждающие обозначение, к примеру: 2х литровые бутылки. Но существуют и такие полиэтиленовые канистры, которые специально предназначены для перевозки и хранения топлива и не агрессивных жидкостей, в зависимости от класса, и даже используются в международных перевозках, в качестве контейнеров упаковки. Сложностей с изготовлением материалов и технических проблем с выдувкой тары нет. Ведь современные топливные баки тоже делают из пластмассы. К такой таре относятся еврокубы (IBS, КСМ), в некоторых перевозят кислоты, спирты, этилен, масла, щелочи. Пригодная тара имеет запас по объёму на случай повышенного парообразования, защитный каркас. Другими словами, физических повреждений резервуара и ухудшения свойств топлива не последует при использование правильного пластика.

Нас «пугают» другим: при использовании любой пластиковой канистры (даже сертифицированной для хранения топлива) возникает статическое электричество, и случайно проскочившая искра может стать причиной пожара. То есть на электризуется поверхность, а никто ничего предпринимать не будет. Любопытно, кто-нибудь фиксировал подобные происшествия (с проскакиванием искр разряда от канистры с топливом) и в курсе: как образуется статическое электричество? Как, по чем и куда «течет» ток и что воспламеняется? Думаю – очень мало, так вот: даже в ДВС дизель и бензин перед воспламенением свечой сжимается и распыляется, а в некоторых случаях подогревается. Тот, кто разводил костры на морозе знает, что дизтопливо иногда сложно поджечь даже спичкой. Тут возникают вопросы – если мы опасаемся паров, то не имеет значение в какой емкости происходит перевозка, пары в любом случае улетучиваются и для них нужна вентиляция, а искра может проскочить и в зарядке от телефона или подключения регистратора в прикуривателе, либо от удала предметов из искрящих металлов (черная сталь, чугун, титан и др), кто молотком попадал по наковальне видел не раз, да и зачем ходить далеко – ударив гранитный камень о камень щебёнку также можно высечь искру. Не говорим о не верно подключенной дополнительной оптике или акустике. В стационарных АЗС и резервуарах более 5000 литров с большим количеством парообразования даже на дыхательные клапана ставят огнепреградитель.

Подробно про статику

Образование статики

Разность потенциалов появляется при трении поверхностей различных материалов, в том числе жидкостей.  В теории логично выделить типы по месту образования: внешние - коврики, чехлы салона, одежда оператора или водителя, краска кузова, пластиковые бампера, крылья; и статика на стенках сосуда (внутри из-за топлива; снаружи – трение о поверхность). Если мы переживаем за статическое электричество от нас (оператора) к кузову или таре – то в этом случае также тара не сильно имеет значение. То есть вызывает опасение статическое электричество, образованное емкостью при трении топлива о стенки изнутри или самого днища о подложку автомобиля? Но тогда требуется минимизировать подвижность, сделать один из материалов электропроводным либо заземлить емкость или подвести на минимальное расстояние заземляющий проводник, так как ток (разница потенциалов) должен перескочить по пути наименьшего сопротивления.

Материалы емкостей, пригодных для хранения топлива

Самый распространённый материал для «пригодных» канистр и еврокубов HDPE 2 (high-density polyethylene или PEHD) - полиэтилен низкого давления (высокой плотности).

Эта канистра получила сертификат соответствия UN в Польше. 5 литров — максимально допустимый объем канистры (заливаемого дизеля и бензина), хотя реальный объем — 6 литров. Предусмотрено 20% запаса, как того и требует ГОСТ.

Самая распространённая и дешевая пластиковая тара – еврокуб из многослойного полиэтилена высокой плотности (HDPE-полиэтилен) со стенками толщиной 1,5-3 мм, температура использования пластика от -30 до +40°C, объемом 600-640 и 1000 литров (присутствует запас 5-20%). Имеются модели на базе емкости в защитной электропроводной оцинкованной стали. Подробное описание их отличий (более 30 видов кубовиков) читайте в отдельной статье.

Анализируя данные по Российской Федерации за период 2010-2020 гг. нами не установлено ни одного случая воспламенения топлива из-за статического электричества образовавшегося в следствие использования полиэтиленовых емкостей. Также в youtube не нашлось видео с воспламенением горючего при наполнении пригодной пластиковой канистры. Выше вероятность того, что от оператора проскочит иска к металлической части, либо кабелей акустики, чехлов салона, зарядных устройств заискрит - нежели от правильно установленной емкости к чему бы то ни было пройдет разряд. Повторимся, что существует свежий ГОСТ 58404–2019 Цитируем пункт 8.2.5: «Не допускается отпуск нефтепродуктов в стеклянную тару. Отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов. Объем тары должен быть больше минимальной дозы, выдаваемой ТРК, установленной ее производителем в эксплуатационно-технической документации».

Империческое исследование

Проведем эксперимент: попробуем поджечь бензин с помощью статического электричества. В армии раз в году и палка стреляет, - может быть, и нам удастся спровоцировать опасный эффект?!

Отметим, нужно разделить некоторые моменты: пары ДТ и пары бензина (повышенная опасность воспламенения); жидкий бензин и жидкое ДТ (ввиду разной температуры и способа воспламенения); статическое электричество от пластиковой тары и статическое электричество от оператора (в принципе не зависит от тары). Статическое электричество образуется при трении (движении) одной среды о другую, а не просто при нахождении (кстати поэтому на АЗС шланги электропроводные).

Наэлектризовать пустую канистру при помощи третьей среды (коврика) оказалось несложно (но самой жидкостью изнутри – у нас не получилось в принципе!): бумажки на столе она легко заставляет шевелиться. Но любой шерстяной свитер делает это еще лучше. Вас никогда не било током от собственной одежды? Куда логичнее обязать появляться на АЗС раздетыми или водителей и операторов одевать в диэлектрические костюмы перед заправкой.

Гост Р 58404-2019

Таким образом ГОСТ Р 58404-2019 разрешает налив топлива в пластиковые канистры, предназначенные для хранения топлива даже без стальной воронки — с соответствующей маркировкой (запрет, только без маркировки). Иными словами, если емкость предназначена для хранения ГСМ, никакой заправщик не должен отказывать, просить заниматься «переливами» (изначально наливать в стальное ведерце, после самостоятельно переливать в пластик) или всячески воротить от нее нос. Но до сих пор встречаются случаи отказов. Оператор ссылается на внутренний документ запрещающий отпуск топлива в пластиковую тару «так как риск воспламенения от статического электричества велик». Частным организациям дозволено устанавливать ограничения, регламенты и правила поведения и спорить в этой ситуации бессмысленно. Странная ситуация: ГОСТ разрешает заправку, а внутренний «контролер» запрещает, но противоречия нет, ведь закон не требует обслуживать пластиковые канистры в обязательном порядке, а всего-навсего разрешает это делать. Типично российская ситуация, когда левая рука не желает знать, чем занята правая.

Пластиковую канистру наэлектризовали снаружи (а изнутри – нет), но получить хоть какую-то искру с ее помощью нам так и не удалось. Именно поэтому обладателей хороших пластиковых канистр (сертифицированных для хранения топлива) на большинстве фирменных АЗС безоговорочно обслужат. В частности, это подтвердили на некоторых заправках ЛУКОЙЛа и «Газпромнефти».

Выводы

Резюмировать вышеизложенное однозначно сложно: не опасно ли наливать в пригодную тару Дизельное топливо – ответ утвердительный; разрешено ли это законом Российской Федерации – не запрещено; могут ли вам отказать на АЗС в наливе в пластиковую тару – да.

 

На нашем сайте в разделе мини АЗС представлены как пластиковые (в том числе от 23 000 еврокуб с заправочным узлом для внутреннего использования без регистрации. В зависимости от реализации и использованного оборудования предоставляется Технологический паспорт (инструкция) и сертификат пригодности под жидкость), так и металлические Мобильные топливные модули для ДТ и Бензина. Можем изготовить мини АЗС от 1000 литров до 50 м3 с различными допусками. Различия по видам еврокубов для топлива и наличию сопроводительных подтверждающих документов – читайте в отдельной статье.

Если вы юридическое лицо (ИП), перевозите дизельное топливо в еврокубе до 1000 литров для внутреннего использования, на автомобиле с грузоподъемностью более 1100 кг, в пригодной таре с обозначением - Вы не нарушаете законодательство по перевозке опасных грузов ДОПОГ, подробно описаны нюансы здесь.

Обязательно проверяйте всю информацию лично, испытывайте, тестируйте, обращайтесь к законам – не доверяйте интернету.

© ООО Артаз. artaz.ru – использование материалов разрешается только с письменного разрешения владельца. В статье использовались данные и рассуждения Михаила Колодочкина, Петренко Сергея, Овчиинникова Артема. Вышеизложенный текст является личным мнением авторов, мы не являемся юридической консультацией, за подробными разъяснениями обращайтесь к специализирующимся специалистам с подробным описанием своей задачи.

( 53 )
Рекомендуемые товары
  • Производитель:
    ARTAZ
  • Артикул:
    cheap_12V
  • Жидкость:
    дизель
  • Привод насоса:
    12
  • Объем емкости до, л:
    1000
  • Производительность насоса, л/мин:
    40
0 руб
30 500 руб
Мобильная мини АЗС для дизеля 1000 литров 12V от (Еврокуб на деревянном поддоне, насосом 12 вольт 40 л/м, шланг 4 метра, механический счетчик, ручной пистолет)
  • Производитель:
    ARTAZ
  • Артикул:
    cheap_220V
  • Жидкость:
    дизель
  • Привод насоса:
    220
  • Объем емкости до, л:
    1000
  • Производительность насоса, л/мин:
    40
0 руб
30 500 руб
Мини АЗС для дизеля 1000 литров 220V (Еврокуб на деревянном поддоне, насосом 220 вольт 40 л/м, шланг 4 метра, механический счетчик, ручной пистолет)
  • Производитель:
    ARTAZ
  • Артикул:
    220V_COS40GL6
  • Жидкость:
    дизель
  • Привод насоса:
    220
  • Объем емкости до, л:
    1000
  • Производительность насоса, л/мин:
    40
0 руб
37 241 руб
Мобильная заправка из еврокуба 220 вольт с фильтром с прозорачной колбой
  • Производитель:
    ARTAZ
  • Артикул:
    Н1519
  • Жидкость:
    бензин, дизель
  • Привод насоса:
    220
  • Объем емкости до, л:
    1000
  • Производительность насоса, л/мин:
    60
0 руб
79 325 руб
Мини АЗС для Бензина, еврокуб до 1000 литров, насос 220 вольт, мех. счетчик, фильтр грубой и тонкой очистки, автоматический пистолет Артаз Н1519
  • Производитель:
    ARTAZ
  • Артикул:
    benz1000piusi220
  • Жидкость:
    бензин
  • Привод насоса:
    220
  • Объем емкости до, л:
    1000
  • Производительность насоса, л/мин:
    50
0 руб
100 451 руб
Мобильная мини АЗС для бензина 220 вольт с заправочным узлом Piusi сепаратором и фильтрами тонкой очистки 30 микрон. В комплектацию входит взрывозащищенный насос производительностью 50 литров в минуту и автоматический заправочный пистолет с тонким носиком.
  • Производитель:
    ARTAZ
  • Артикул:
    640-220V_st
  • Жидкость:
    дизель
  • Привод насоса:
    220
  • Объем емкости до, л:
    640
  • Производительность насоса, л/мин:
    40
0 руб
36 323 руб
Частная мобильная мини АЗС для дизельного топлива с насосом 220 вольт пластиковая емкость 640 литров с автоматическим пистолетом.
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя получателя*
Email
Введите комментарий*